Щенок имеет право:
• делать кучки и лужицы там, где ему «приспичило», т. к. за ним в детстве должны убирать родители. Ругать — бессмысленно, наказывать — запрещено. Приучайте к чистоте постепенно и терпеливо;
• цепляться своими зубками за все, что попадает в поле его зрения, проникать в самые опасные и грязные места. Его на это толкает исследовательский рефлекс. Больше игрушек и внимания. Команда «Фу!» — только в крайних случаях, когда угрожает щенку опасность, в остальных случаях старайтесь отвлекать и переключать внимание; правильно питаться, иначе вырастет больным и некрасивым;
• много (по возрасту) гулять и заниматься физическими упражнениями, привлекая родного хозяина к бросанию мячиков и палочек;
• получать правильное домашнее образование и посещать собачью школу;
• сопротивляться и орать, если на него 1 раз надели ошейник с поводком и сразу же потащили куда-то. Ко всему новому приучать надо постепенно;
• вырасти трусливым неврастеником, если к нему применяли грубую физическую силу, рано начали «злить», а не пытались терпеливо достучаться до его разума; опасаться незнакомых предметов и явлений; терпеливо показывать, что эти предметы безопасны, должен хозяин. Не тащить к ним щенка!
• радоваться каждому встречному и приходящему, т. к. в природе родители врага к гнезду не пустят. Со временем при правильном воспитании это проходит;
• валиться на спину и даже пускать фонтанчик при этом перед старшей крупной собакой. Это сообщение о возрасте и напоминание о неприкосновенности;
• считать, что позволено сейчас, будет позволено ему, когда он станет взрослым;
• иметь место, где он может уединиться и отдохнуть от тягот жизни, не опасаясь, что мимо него будут ходить, перешагивать, его продует или перегреет батарея. Подстилка (матрасик), поводок, ошейник, намордник, мисочки являются личной собственностью на всю жизнь;
• имеет право водить хозяина к ветврачу на прививки, консультации, осмотры и пр.;
• научиться плавать без применения насильственного затаскивания и неразумного кидания в воду хозяином.
Воспитание — борьба личностей и притирка характеров
Неправильное воспитание может сделать из щенка с прекрасными задатками труса или «тупицу». Например, отсутствие или недостаток информации (а также изоляция), особенно в период до 4 месяцев, ведет не только к развитию трусости (другой вариант — немотивированная агрессия), но нарушает даже основные инстинкты: половой и материнский.
Контакт нужно налаживать самому: это ваша собака, а не дрессировщика.
Дрессировка подразумевает собой «собачью» школу, где существуют четкие требования, уроки, команды и определенные навыки, домашние задания и экзамены.
Воспитание — обучение собаки жить среди людей, информированность ее о человеческих требованиях, полное доверие и признание авторитета хозяина, понимание с обеих сторон, совместные переживания, развитие интеллектуальное и физическое, уважение и чувство «одной стаи», развитие положительных задатков и «гашение» отрицательных склонностей. Все это индивидуально: с учетом индивидуальности собаки и хозяина.
Отказ брать корм из чужих рук — навык необходимый, просто и естественно воспитывается у собак, которые привыкли есть из своей миски, которым не предлагают куски гости, которые не «пылесосят» на прогулке, т. е. у воспитанных собак.
Чрезмерно строгий подход, когда со щенком общаются только посредством «уставных» команд, последовательно и неуклонно добиваются только определенной линии поведения, пресекают попытки проявить индивидуальность, моделируют однозначный требуемый ответ в определенных ситуациях, делает из собаки почти робота.
Никто не спорит, что это требуется от служебной собаки... на службе, но не в качестве члена семьи. Это очень удобно для выполнения команды по первому «взгляду», но богатый внутренний мир собаки, ее стремление «быть членом человеческого общества» остается не востребованным. Будьте уверены, когда такие собаки меняют хозяев, они уходят не оборачиваясь. На другом полюсе — полная вседозволенность, полное отсутствие воспитания и, что характерно, поиск своего «места в обществе». Это может выразиться и в доминировании над хозяином, и в чрезмерной бдительности, и в некоторой деградации и др. неприятных проявлениях.
При смене хозяев, попадая в «хорошие руки», такие собаки достаточно быстро «приходят в ум». И первый, и второй вариант поведения владельца неприемлем. Идеальный вариант воспитания для собаки: научить ее вести себя в обществе людей и зверей, обязательно обозначить ее обязанности и права в доме, хозяин не просто вожак, но и понимающий друг, который учитывает и уважение ее индивидуальности, снисходителен к маленьким слабостям и пристрастиям, признает право на «частную», сугубо собачью жизнь, ее право на обучение и работу. Главное условие успешного воспитания: контакт с хозяином, который можно охарактеризовать, как полное взаимопонимание; для этого нужно знать основы мироощущения собаки, сложнейшие безусловные рефлексы, умело пользоваться этими знаниями в выработке желаемых условных рефлексов, моделирующих поведение собаки с учетом ее индивидуальности.
Нужно учитывать, что непосредственно память о произведенном действии или событии — в целом не более 15 минут. Именно поэтому совершенно бессмысленно ругать и хвалить «постфактум». Если событие или действие не принесло отрицательного или положительного ответа непосредственно для собаки в эти 15 минут — оно «просто отложилось». Поскольку основной объект наблюдения собаки — человек, то можно утверждать, что наша собака знает нас значительно лучше, чем мы сами знаем себя. Она хранит в своей удивительной памяти изменение нашего запаха, неуловимые движения, которые соответствовали каким-то действиям, связывает наши действия и намерения. Она запоминает малейшие оттенки нашей мимики, поскольку в стае соплеменники общаются не только при помощи звуковых сигналов, но и движениями, мимикой. Поскольку собакам присуща смена настроения, она ориентируется в смене настроения у человека. Имея достаточно богатый звуковой диапазон и издавая различные звуковые сигналы (лай, ворчание, визг, вопль, писк, рычание, вой), собака достаточно хорошо ориентируется в интонациях человеческой речи, а имея отличную память запоминает слова, сопровождающие то или иное действие.
Иерархия у собак определяется простыми правилами (разумеется, есть исключения): сука выше кобеля, крупная собака выше мелкой, обладающая сильным характером выше слабохарактерной, взрослая выше молодой. Пол, характер, сила, возраст. При этом члены одной стаи окажут безоговорочную поддержку любому члену их коллектива, независимо от ранга, против чужака.
Подводя итог, можно сказать, что собака — высокоорганизованное млекопитающее, с высокой степенью адаптации, развитыми отношениями внутри стаи, способное к обучению и самообучению.